МДОУ «Детский сад № 1»

г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 26

Телефон

8 (8142) 78-40-35

8 (8142) 78-40-34

Эл. почта svetlyachock.ds@yandex.ru

Ссылки

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №1
"Светлячок"

Музыкально-эстетическое

Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников. 

Занимаясь музыкальным воспитанием в детском саду, педагог не только проводит с малышами музыкальные занятия, а еще и учит правильно слушать музыку, определяя на слух музыкальные инструменты, петь несложные песенки под аккомпанемент пианино или баяна, различать темп музыки.

Сценарии праздников и время их проведения обсуждаются на педагогических советах. Консультации для родителей проводятся в вечернее время.
Музыкальное развитие детей осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель, работа проводится в полном обоюдном понимании и контакте по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой. Творческому раскрепощению педагогов способствует возможность использования новых программ и методик.

В процессе музыкально-ритмического воспитания используется программа «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает  богатый выбор танцевальных и ритмических композиций.

 

Работа с родителями

Хочется особо отметить роль родителей в музыкальной жизни своих детей. В последние годы мы активно привлекаем их к участию в праздниках. У нас главное не показ детей, не демонстрация успехов педагогов, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей и у взрослых уже потому, что они вместе сидят, вместе поют и танцуют, вместе играют. Так появились семейные праздники: «Давайте познакомимся», «Вот какие мы большие», «Мамин праздник», «Новогодний праздник» и другие. После таких мероприятий дети с большим желанием занимаются на музыкальных занятиях. Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их неподдельное желание петь, танцевать, играть.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей 3 лет

  • воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям
  • развитие эмоциональной отзывчивости
  • развитие музыкального слуха: музыкально-сенсорных способностей (различение динамики, высоты и тембра музыкального звука); чувства ритма (способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии); слухового внимания (умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки); способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания)
  • развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие выразительности движений, умений передавать образы знакомых животных, птиц, персонажей
  • воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослыми и ребёнком
  • развитие элементарных пространственных ориентировок: двигаться парами, «стайкой», по кругу и т.п.
  • развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

Программное содержание направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Формирование сенсорных способностей – основа музыкального развития в этом возрасте.

Последовательность в освоении задач музыкального воспитания выявляется постепенно. При характеристике навыков и умений мы говорим не «научить чему-то», а «подводить к такому-то навыку».

  • Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 3 лет было успешным, необходимо выполнять ряд условий:
  • в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др. А также куклы бибабо, мягкие игрушки
  • каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание
  • повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения; частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет; дети как бы узнают свои возможности, им нравится уверенно действовать
  • необходимо внимательное отношение к каждому ребёнку, знание его темперамента, душевного мира
  • общение с детьми должно проходить в атмосфере радости – и это самое главное, так как радость лучше всего влияет на жизнь ребёнка, развитие его способностей; в атмосфере радости душа ребёнка легче всего открывается навстречу прекрасному.

Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет)

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому на­чинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музы­кально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.

Организованная музыкальная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более слож­ные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени со­храняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональ­ном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются раз­витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связы­вать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Старшая группа ( 5 – 6 лет)

Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, требуют со¬средоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут, их по¬строение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Про¬грамме.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. 

Движения, музыка... и подготовка к школе

Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств. Для ребятишек пяти - семи лет это очень важно. Дети этого возраста - и девочки и мальчики - отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Разнообразие переживаний необходимо в этом возрасте. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

 

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа детства вступает в противоречие с нашими взрослыми представлениями о правилах поведения. Нас раздражает излишне шумная детская возня, громкий плач или хохот. "Ведите себя прилично", "не шумите", "не стучите", "не кричите" - эти и подобные реплики взрослых постоянно сопровождают детские игры. Даже если детская возня не мешает лично нам, она обязательно мешает кому-нибудь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их. Следствием эмоциональных зажимов у детей становятся неврозы, вспышки агрессивности, неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а в дальнейшем - неумение строить отношения с окружающими.

 

Дети не могут вести себя так, как взрослые. И хотя характерной чертой возраста пять - семь лет считается утеря непосредственности, все еще слишком мал жизненный опыт ребенка, чтобы он мог вести себя в соответствии с требованиями взрослых, их пониманием "хорошо" и "плохо". И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Музыкальные двигательные игры могут стать настоящей "школой чувств" для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.

 

Голосовое звучание человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.

 

С подобными проблемами сталкивались и наши предки, вырабатывая определенные средства психорегуляции с помощью практического музицирования. Песня, танец, игровое действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, "налаживать" его, возвращать утраченное здоровье. Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и терапии через пение и движение.

 

Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослыми. Темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно поделать?

 

Прежде всего, понять, что музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. 

С помощью музыкального движения можно:

- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна);

- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;

- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;

- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

- развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.

Наверх