Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №1
"Светлячок"

Экологическое воспитание

Эко-Школа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад  компенсирующего вида №1 «Светлячок» является участником Международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» с 2013 -2014  учебного года.   Детский сад является участником проекта «Кампании Ригли и Эко-школы «Меньше мусора».

 19.09.2014 года Детский сад получил  свой первый Зеленый флаг. 

Международная программа «Эко-школы» (Eco-schools) осуществляется международным фондом экологического образования (Foundation for Environmental Education). Сегодня в программу входят 54 страны мира, более 6,5 тысяч муниципалитетов, 40 тысяч образовательных учреждений, 11 миллионов детей. Международный комитет располагается в Дании (Копенгаген) и международным директором программы избрана госпожа Брид Коннели (Brid Conneely). 

В России программа начала действовать с 2004 года, национальным координатором программы является Ольга Георгиевна Мадисон, сопредседатель Санкт-Петербургской общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», а сама программа в России называется «Эко-школы/Зелёный флаг».

Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития.

Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например:  «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» «Как сберечь лес» и т.д. 

Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ. Он присуждается образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе, за выдающие достижения в образовании и управлении для устойчивого развития и постоянное улучшение состояния окружающей среды в образовательном учреждении и вокруг него. Флаг присуждается на 1 год.

Решение о вручении Зеленого флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором. 

Методология международной программы "Эко-Школа / Зеленый флаг" основывается на семи шагах, разработанных на «на базе» стандартов ISO 14001/EMAS 

1 шаг. Создание Экологического совета детского сада 

Совет организует и направляет деятельность учреждения. В состав Совета обязательно входят дети, педагоги, технический персонал, родители и представители местной администрации. Кроме этого, в Совет могут, также, входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. Можно включить в Совет выпускников детского сада. 

2 шаг. Исследование экологической ситуации в детском саду и его ближайшем окружении 

Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия детского сада на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, его переработка, потребление воды и энергии, озеленение территории учреждения.

3шаг. Разработка плана действий

Информация, полученная на 2 этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и по улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. В своей деятельности детский сад учитывает интересы района города. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. Экологический совет утверждает план и контролирует его выполнение. При необходимости в план могут вноситься изменения.

4 шаг. Мониторинг и оценка выполнения плана 

Периодический контроль соответствия деятельности учреждения разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели. Мониторинг и оценка выполнения плана проводятся Экологическим советом или, по решению совета, привлечённым со стороны экспертом.

5 шаг. Включение экологической тематики во все виды деятельности 

Различные аспекты таких тем, как мусор, вода, энергия изучаются детьми во всех видах деятельности. Все участники образовательного процесса принимают участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии, уменьшению объёмов мусора, его переработке в полезные вещи и т.д. Таким образом, экологическое образование интегрируется в программу воспитания. Важно отметить, что не требуется включать выбранную тематику во все виды деятельности детей сразу, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.

6 шаг. Предоставление информации и сотрудничество 

Детский сад устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, коммерческими фирмами, местной администрацией и т. д.), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации.

7 шаг. Формулировка и принятие Экологического кодекса 

Экологический кодекс может разрабатываться как для каждой возрастной группы, так и на все учреждение в целом. Он отражает стремление детского сада в целом и каждого члена коллектива в отдельности улучшить состояние окружающей среды. Содержание кодекса может дополняться ежегодно новыми правилами в зависимости от темы года.

• информация о деятельности школы размещена на международной страничке программы в Интернете: http://eco-schools.org/wda/ 

• ссылка на публикацию на международном сайте Ригли: http://eco-schools-litterless.org/step-1

Энергосбережение

Энергосберегающие советы

В соответствии с требованиями 261 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 года наш детский сад должен снизить потребление электрической энергии на 15 % до конца 2015 года относительно 2009 года*. 

Очень сложно выявить потенциал энергосбережения собственными силами, в детском садике около 40 помещений. 

В конце 2014 года специалисты Инженерного центра провели обследование. Обследование проходило в течении двух дней. Выявили потенциал энергосбережения более 50%  с подробный описанием потенциала энергосбережения по каждому помещению, подобрали энергосберегающие аналоги, рассчитали необходимую сумму инвестиций и срок окупаемости. Отчет разработан таким образом, что им можно сразу же пользоваться, это фактически дорожная карта внедрения энергосберегающих мероприятий, понятная всем.

Вся информация занесена в базу данных и отчеты мы можем строить в любом, необходимом нам разрезе аналитики.

Благодаря полученной информации о потенциале экономии мы сможем в соответствии с 261 ФЗ увеличить годовой фонд оплаты труда сотрудников детского сада**

261 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 года

Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями

*"1. Начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента."

**"3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда)".

 

Актуальность проблемы энергоэффективности и энергосбережения обусловлено рядом факторов:


Во-первых - экономическими.

Российская экономика одна из самых расточительных в мире. Показатель энергоемкости ВВП Росси практически в 2 раза выше среднемирового показателя, и в 3 раза выше среднего показателя стран Евросоюза. Причем стоит отметить, что наша страна потребляет около 6% мировых энергетических ресурсов.

Во-вторых – природно-климатическими. Россия – самая холодная в мире страна, как по длительности отопительного сезона, так и доле населения, проживающей в областях, где наблюдается отрицательная среднегодовая температура.

В-третьих – ресурсные факторы. 

Энергосберегающие технологии стали особенно активно развиваться и внедряться после нефтяного кризиса 1970-х годов. Именно повышение эффективности использования энергии, а не наращивание ее производства, стало главным средством преодоления энергетического кризиса. 

В-четвертых – социальные факторы. С объемами потребления энергии напрямую связаны некоторые показатели качества жизни человека на Земле.

В-пятых – экологические.  Даже при благоприятном стечении обстоятельств в росте показателя качества жизни может наблюдаться насыщение, а затем и спад. Одна из причин этого тесная взаимосвязь между ростом производства энергии и загрязнением окружающей среды.

Таким образом  энергосбережение и повышение энергоэффективности не частные, прикладные технико-технологические проблемы, а глобальные проблемы человеческой цивилизации и эволюции Земли.

 

Цель  популяризации пропаганды энергосбережения и повышения энергоэффективности:

1. Формирование и стимулирование позитивного общественного мнения о большой социальной значимости и экономической целесообразности процесса энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также обеспечение всех заинтересованных лиц информацией о возможных путях участия в этом процессе.

Задачи:

1. Информирование всех заинтересованных лиц о программах в области энергосбережения и повышения энергоэффективностии, об изменениях и дополнениях в действующем законодательстве в этой области, а также о лучшем практическом опыте в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

2. Обеспечение информационной и методической поддержки всех участников образовательного процесса по вопросам выполнения мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности  организации.

Новости

  • 27.10.14 Развлечение по экологии Бережем планету-сортируем мусор фотоотчет
  • 21 октября 2014года на базе МДОУ «Детский сад №1» состоялась первая сессия обучающей программы по проекту «Школа устойчивого развития», реализуемая в рамках международного проекта Совета Министров Северных стран «Зеленая экономика».
  • 18-19 сентября 2014 года в городе Санкт-Петербург состоялась международная конференция "Международная программа "Эко-школы/Зелёный флаг" - инновационный подход к образованию для устойчивого развития". По приглашению председателя  Санкт-Петербургской общественной организации "Санкт-Петербург за экологию Балтики" Цветковоцй Г.В. в конференции принимали участие заведующая МДОУ №1 г. Петрозаводска Павчина П.П. и учитель- дефектолог Терехова С.П.

Павчина А.П. представила опыт   работ  по долгосрочному проекту «Ламбушка» , в котором освятила этапы, цель , задачи и направления работы по проекту.Терехова С.П. представила опыт и выступление из опыта работы по теме «Планирование работы по экологическому воспитанию в детском саду»
На конференции педагоги разных городов России  Москвы, Санкт- Петербурга, Самары  , ближнего зарубежья Татарстан и государства Эстонии обменивались опытом в области экологического воспитания подрастающего поколения.
В заключительный день работы конференции проходила церемония вручения  «Зеленых флагов» образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшения качества окружающей среды и пропаганду  устойчивого развития.
По итогам за прошлый учебный год  МДОУ №1 «Светлячок»  было высоко оценено международными  координаторами.
 Коллективу МДОУ №1 «Светлячок» был торжественно вручён  «Зелёный флаг» -  символ активной и плодотворной работы  в рамках международного программы «Финский залив- залив дружбы.»
Поздравляем! Так Держать!

  • Коллектив детского сада «Светлячок « с гордостью принял высокую награду и планирует  в будущем также  продолжать работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения.