МДОУ «Детский сад № 1»

г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 26

Телефон

8 (8142) 78-40-35

8 (8142) 78-40-34

Эл. почта svetlyachock.ds@yandex.ru

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №1
"Светлячок"

Доступная среда

 

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

ФГОС дошкольного образования впервые устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем дошкольном учреждении есть детишки с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Специально для этих категорий детей на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования, совместно со специалистами, педагогами и медицинским работником с согласия родителей (законных представителей) разрабатывается и реализуется (с согласия родителей) адаптированная образовательная программа с учётом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребёнка, позволяющая ребёнку усваивать программу максимально комфортно для него.

Для того, чтобы данная работа была еще более результативной и эффективой, в детском саду созданы все условия. 

В 2017 ГОДУ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ РАБОТЫ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ.

БЫЛИ СООРУЖЕНЫ ПАНДУСЫ, РАСШИРЕНЫ ДВЕРНЫЕ ПРОЕМЫ, САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ БЫЛИ ОБОРУДОВАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫМИ РАКОВИНАМИ И ПОРУЧНЯМИ.

 

По просьбе Управления образования комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа, в соответствии с письмом Министерства образования Республики Карелия,  публикуем видеоролик о позитивной практике работы нашего образовательного учреждения в части организации качественного доступного образования для лиц с ОВЗ и  инвалидностью. 

ФОТООТЧЕТ по созданию доступной среды в МДОУ "Детский сад №1"в формате-"Было-стало" 

МДОУ №1 Отчет по доступной среде 2017

Телевизионная передача о детском саде и среде для детей с ОВЗ 

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

Кабинет учителя-дефектолога

количество: 4

Кабинет оборудован мебелью для воспитанников, имеется учебная зона, игровая; сделано дополнительное освещение учебной зоны. Рабочая зона учителя-дефектолога: компьютерный стол с компьютером и принтером, шкафы с играми, литературой и документацией.

Кабинет педагога-психолога

количество: 1

Кабинет оборудован мебелью для воспитанников, имеется учебная зона, игровая; сделано дополнительное освещение учебной зоны. Рабочая зона педагога-психолога: компьютерный стол с компьютером и принтером, шкафы с играми, литературой и документацией.

Кабинет учителя-логопеда

количество: 1

Кабинет оборудован мебелью для воспитанников, имеется учебная зона, игровая; сделано дополнительное освещение учебной зоны. Рабочая зона учителя-логопеда: компьютерный стол с компьютером и принтером, шкафы с играми, литературой и документацией.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Помещение для Библиотеки не предусмотрено. Методическая и детская художественная литература находятся в методическом кабинете на 1 этаже, в групповых помещениях согласно возрасту. 

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

  • Интерактивная доска в группе № 1
  • Компьютеры для педагогической коррекции зрения с помощью компьютерных программ в кабинетах учителей-дефектологов
  • Книги для слепых и слабовидящих
  • Игры для слепых и слабовидящих детей

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Территория, прилегающая к зданию

Пандус

Специальные условия питания

Питание 5-ти разовое: завтрак, 2 завтрак, обед, полдник, ужин.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОУ "Детский сад № 1" имеется у педагогов в методическом кабинете и в музыкальном зале.

Доступ к информационным ресурсам в сети Интернет обеспечивается автоматически по Wi-Fi-диапазону. Существующие ресурсы позволяют удовлетворить потребности администрации для ведения ежедневной текущей работы и для предварительной подготовки педагогов к образовательной деятельности (планирование, конспекты, изучение ресурсов сторонних сайтов по теме образовательной деятельности).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется под присмотром педагогов индивидуально или в подгруппе.

Самостоятельный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не осуществляется.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрены.

Электронные образовательные ресурсы используются педагогами при организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками.

В детском саду для данной деятельности используются: интерактивные игры на развитие познавательных психических процессов и речевого развития, на формирование элементарных математических представлений воспитанников для детей от трех и до семи лет, а также ЭОР разработанные Центром «АДАЛИН» на развитие познавательных психических процессов и произвольности для воспитанников 5 – 7 лет.  Педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности с воспитанниками комплект ЭОР «МЕРСИБО»: «Начинаю говорить», «Звуковой калейдоскоп», «Игровая карусель», «Начинаю читать», «Работа над ошибками».

Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды дошкольного учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.

Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:

- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов;

- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;

- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;

- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;

- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;

- создавать электронное «портфолио»;

- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных ситуаций с детьми и педагогической компетенции у родителей.

Для планирования и организации образовательной и совместной деятельности с воспитанниками педагоги используют электронные образовательные ресурсы:

http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей

http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям

http://www.zonar.info - «Оригами - Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами

http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

http://www.multirussia.ru  МУЛЬТИ-РОССИЯ

- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. http://homestead.narod.ru(свободный)

- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс].  http://kinklub.com(свободный)

- «Ладушки» [Электронный ресурс]. http://ladushki.ru(свободный)

- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс].  http://playroom.com.ru(свободный)

«Детский сад.Ру» [Электронный ресурс].  http://www.detskiysad.ru 

http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»

http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»

http://www.klepa.ru/- Детский портал «Клепа»

http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 

Ноутбуки, компьютеры, принтеры, интерактивная доска, музыкальные центры, мультимедийное оборудование, световоые столы

 Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:

-  звукоусиливающая аппаратура (магнитофоны, музыкальные центры, портативные беспроводные колонки),

- мультимедийные средства (проектор и экран),

- интерактивная панель (1),

- телевизоры с интерактивным покрытием (4 штук),

- ноутбуки (5 штук),

- цветовые песочные столы (4)

для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.

 

Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В дошкольном образовательном учреждении ЭО и ДОТ используются в образовательном процессе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, которые не имеют возможности регулярно посещать МДОУ Детский сад № 1 (находящихся в медицинских учреждениях, санатории), а также в период лакдауна (пандемии).

Целью организации обучения с использованием ЭО и ДОТ является предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту его временного пребывания (нахождения). Обучение организуется в удобное для воспитанника и педагогов время с учетом требований СанПина.

При реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образованияс применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в детском саду применяются разные модели обучения:

- Индивидуальное обучение в режиме онлайн (электронное обучение). Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами (видео, презентации). Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Педагог организует обучение в режиме реального времени через Zoom, Skype и социальные сети.

- Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями:

1) использование имеющихся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов;

2) использование интернет - ресурсов.

- Самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи с педагогом через электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

В остальных случаях ЭО и ДОТ при взаимодействии с воспитанниками не используется.

Электронное обучение в ДОУ предусмотрено для педагогического и административного состава: использование интернет - ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru

- Официальный сайт Федерального института развития образования www.firo.ru

- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

http://fcior.edu.ru

- Логопед Профи | Центр Развития Ребенка Олеси Жуковой ...https://www.logopedprofi.ru/

- МААМ.RU  https://www.maam.ru/

- Развивающий портал «Мерсибо» https://mersibo.ru/

- Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org/

- Единый урок. рф  онлайн-площадка https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

- Сетевое издание  «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» https://www.fond21veka.ru/

- «Инфоурок» https://infourok.ru/

- Дошколенок.ру  https://dohcolonoc.ru/

Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru/

Национальная Родительская Ассоциация https://nra-russia.ru/

- «Воспитатель» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://vospitatel.com.ua/ (свободный)

- «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

 http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm(свободный)

- Сайт о раннем развитии детей «Рай в шалаше» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://homestead.narod.ru (свободный)

- Каталог детских сайтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://kinklub.com(свободный)

- «Ладушки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://ladushki.ru(свободный)

- «Детская игровая комната» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://playroom.com.ru(свободный)

- «Детский сад.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.detskiysad.ru (свободный)

- Журнал «Обруч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25(свободный)

- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee

- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru

- Детский портал «Теремок» http://teremoc.ru/

- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/

- Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru/

- Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»

http://owl21.ucoz.ru/

 

Сайты о детях с ограниченными возможностями здоровья:

http://www.downsideup.org/ - "Даунсайд Ап" - помощь детям с синдромом Дауна. Цель организации: служба помощи детям с раннего возраста. Сведения о заболевании. Описание действующих программ. Методические материалы. Просьбы о помощи.

http://www.childneurologyinfo.com/main.php - Аутизм и детская неврология. Сайт посвящен вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами, а также просто основным принципам здорового образа жизни, которые крайне важно знать всем в сегодняшнем мире.

Форум родителей детей и взрослых с врождённым пороком сердца (dearheart.ru) - Форум для родителей детей с врождённым пороком сердца, а также взрослых пациентов с ВПС. Обсуждаются вопросы диагностики, лечения пороков сердца, сопутствующие заболевания при ВПС, развитие детей с больным сердцем.

http://www.livingthread.ru/ - «Живая нить» - детский экологический центр, действующий в Москве. Цель - обеспечение условий, при которых ребенок инвалид может быть интегрирован в общество наравне со своими сверстниками, получить профессиональные навыки, заниматься физкультурой и спортом. Большое внимание уделяется иппотерапии.

http://www.fond.org.ru/ - Сайт Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" (и для детей с нарушениями зрения).

autistic-society.narod.ru – Общество помощи аутичным детям. На данном сайте содержится информация об аутизме и синдроме Аспергера, а также об имеющихся в городе Перми услугах для детей с аутизмом, их родителей и тех, кто осуществляет уход. Также содержится информация для специалистов.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие/интернат не предусмотрен(о)

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие/интернат не предусмотрен(о)